«Синергия предприятий и вузов – основа подготовки инженеров нового уровня» (проект) г. Москва 23 ноября 2023 г.
Вызовы, принципы и цели технологического развития России до конца текущего десятилетия определены Концепцией технологического развития на период до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. № 1315-р) (далее Концепция).
Концепция направлена на развитие высокотехнологичных отраслей экономики Российской Федерации. Серьезным препятствием на этом пути является дефицит квалифицированных научных и инженерных кадров, необходимых на всех этапах инновационного цикла создания и выпуска наукоемкой продукции. Так, например, Госкорпорации «Росатом» нужно за 2023–2030 годы обеспечить подготовку кадров и привлечь более 300 тыс. человек[1] с высокими профессиональными и человеческими качествами.
Определяющее значение в создании устойчивого кадрового обеспечения для решения научно-технологических и производственных задач и организации серийного производства конкурентоспособной наукоемкой продукции имеет системная кооперация работодателей (индустрии), образовательной и научной среды.
В Концепции детальное внимание уделено созданию новых форм интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности объединений, включающих образовательную, исследовательскую, опытно-конструкторскую и производственную компоненты.
Концепция включает в себя:
– поддержку создания новых и действующих научных коллективов, молодых ученых, осуществляющих исследования и разработки в области критических и сквозных технологий;
– усиление роли ключевых образовательных организаций высшего образования и научных организаций в качестве драйверов технологического развития за счет дополнения функциями в сфере исследований и разработок, опытно-конструкторских работ и экспериментального производства;
– создание условий для использования образовательными организациями высшего образования и научными организациями для исследований и разработок инфраструктуры, принадлежащей производственным компаниям;
– поддержка программ целевой аспирантуры и запуск системы стажировок молодых ученых в компаниях-лидерах и технологических компаниях.
На текущий момент уже имеется ряд эффективных механизмов взаимодействия научно-образовательного и производственного секторов, доказавших свою эффективность. К ним можно отнести:
а) кооперацию российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики в целях реализации комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств (Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218);
б) подготовку инженеров новой формации (Проект «Передовые инженерные школы»);
в) подготовку инженеров нового поколения с набором передовых «цифровых» компетенций (проект «Крылья Ростеха»).
В то же время необходимый синергетический эффект в решении задач инновационного развития экономики страны и обеспечения технологического суверенитета не достигнут. Требуется ответить на вопросы о:
– препятствиях и причинах, которые не удалось преодолеть для выхода на передовые позиции в технологической гонке;
– выборе ключевых параметров для оценки состояния инновационной системы страны, позволяющей определить направление приложения усилий;
– дополнительных механизмах, которые нужно включать для повышения эффективности кадрового обеспечения высокотехнологичных секторов экономики.
Вопросы, связанные с развитием кооперационных процессов образовательной среды и индустрии, преодолением существующих барьеров и реализацией возможностей для эффективного взаимодействия в пространствах «школа и вуз», «вуз и индустрия» были рассмотрены в рамках XI Московского международного инженерного форума, прошедшего с участием представителей органов государственной власти, научных, производственных, образовательных и общественных организаций
Вуз и индустрия. Системообразующая роль НИОКТР
Уровень развития фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок тесно связан с качеством университетского образования. Регулярное решение конкретных научно-технологических задач для наукоемких высокотехнологичных производств является основой для роста квалификации научно-педагогического состава университета и, соответственно, уровня подготовки квалифицированных специалистов для предприятия. Ключевой задачей для обеспечения синергетического эффекта в подготовке кадров, исследованиях и разработках является организация на системной основе процессов интеграции компетенций по разработке и созданию высокотехнологичной продукции с реализацией полного цикла ее производства. Это может быть достигнуто только за счет гибкого формирования коллективов квалифицированных специалистов индустрии, научно-педагогических работников и включения в эти процессы аспирантов и студентов. Решение этой задачи приведет к увеличению объемов прикладных НИОКТР и масштабов подготовки научных и инженерных кадров, обладающих сквозными компетенциями передовых производственных и цифровых технологий, для обеспечения высоких темпов выпуска наукоемкой продукции и технологической независимости. Решению этой задачи препятствует ряд барьеров, связанных с механизмами финансирования НИОКТР на базе вузов. В настоящее время необходимо проводить закупочные процедуры, вместо прямого задания на выполнение НИОКТР, что является сдерживающим фактором, который не позволяет построить действительно системное взаимодействие университета и базового предприятия, расположенных в непосредственной близости друг от друга. Действуют административные ограничения и барьеры, связанные с институтом банковских гарантий. Отсутствует системная координация финансирования научно-технологического сектора государством и бизнесом (пропорции государственного финансирования и со стороны бизнеса не соответствуют необходимым для эффективного технологического развития) и, соответственно, сбалансированное финансирование на всех этапах инновационного цикла, включая стадии формирования научно-технического задела, создания опытных образцов и доводки технологий до производственного этапа.
Предлагаемые решения
- С учетом положений Концепции технологического развития на период до 2030 года ввести в нормативную базу понятия «базовое предприятие» и «опорный вуз предприятия» – вуз, являющийся ключевым поставщиком кадров. Разрешить базовым предприятиям прямое финансирование НИОКТР на базе опорных вузов.
В подготовке соответствующего нормативного акта можно ориентироваться, например, на решения, предусмотренные единым положением о закупке государственной корпорации «РОСТЕХ» в части критериев и порядка проведения отдельных видов внутригрупповых закупок у единственного поставщика, дополнив его условием необходимости участия в выполнении работ студентов и аспирантов.
- Заменить требование предоставления банковской гарантии при заключении государственными вузами договоров на выполнение НИОКТР на гарантийное письмо федерального органа исполнительной власти, являющегося учредителем вуза.
- С целью стимулирования выполнения на базе вузов актуальных прикладных исследований и разработок с высокой степенью готовности для внедрения на производстве, а также создания необходимого научно-технического задела, внести изменения в механизм формирования государственного задания вузам на выполнение НИОКР: объем государственного задания на исследования с целью создания научно-технического задела определять в зависимости от достигнутых объемов выполненных НИОКТР по заказам промышленных предприятий (оптимально ориентироваться на соотношения: 1/3 – государственное задание, 2/3 – заказы индустрии – среднее значение объемов финансирования за предыдущие 3 года или подтвержденный объем финансирования на 3- летний плановый период ).
- Рассмотреть возможность увеличения нормативного объема финансирования программ высшего образования (включая стипендиальное обеспечение) для целевой подготовки инженерных кадров, в рамках которой предусмотрено обязательство выпускников о последующей работе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса сроком не менее трех лет. Для обеспечения равных возможностей в привлечении талантливой молодежи на позиции научно-педагогических работников и инженеров в региональные вузы применять при формировании объемов финансирования в части оплаты труда единые корректирующие коэффициенты к нормативу на уровне города Москвы, вне зависимости от региона (текущие значения коэффициентов отличаются более чем в два раза).
Школа и вуз. От отдельных акций к регулярному системному взаимодействию
Одна из самых сложных задач, стоящих перед региональными, и в первую очередь техническими, вузами, – привлечение способных абитуриентов.
В контексте нарастающего дефицита квалифицированных педагогических кадров, в особенности школьных учителей физики, необходимо предусмотреть меры, направленные на всестороннее включение представителей индустриальных предприятий в создание механизмов (методических, материальных, организационных, административных и пр.), направленных на существенное наращивание числа педагогических кадров, особенно в регионах.
Важен массовый охват и объединение потенциалов вузов и индустрии, повсеместные хорошо оснащенные кружки технического творчества с квалифицированными наставниками-энтузиастами. Необходимо обеспечить постоянное, на системной основе, с продуманной методической и организационной поддержкой, участие индустрии в просветительской работе среди школьников для повышения престижа научной и инженерной деятельности. Для подобного рода объединения усилий в целях достижения необходимой концентрации успешного прикладного опыта профориентационной работы необходимо:
Предлагаемые решения
- В рамках Десятилетия науки и технологий, по итогам Года педагога и наставника объявить, организовать и провести всероссийский конкурс проектов инженерно-технической профориентационной направленности «Мы вместе с наставником». Наставник – научно-педагогический работник вуза или специалист высокотехнологичного предприятия. Конкурс провести в два этапа: 1-й этап – региональный отбор, 2-й этап – очный финал на базе образовательного центра «Сириус» с участием 89 финалистов (из всех регионов России);
- Инициировать внесение изменений в Постановление Правительства РФ № 1011 от 7 декабря 2011 года «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» в части распространения условий конкурса на инженерные профессии;
- Предусмотреть системные меры, направленные на всестороннее включение представителей индустриальных предприятий в кооперации с вузами, в создание механизмов (методических, материальных, организационных, административных и пр.) направленных на существенное наращивание числа необходимых профильных педагогических кадров и рост числа школьников, ориентированных на получение инженерного образования.
В настоящее время идет работа над законопроектом о технологической политике. Он станет продолжением и развитием Концепции технологического развития на период до 2030 года, принятой распоряжением Правительства Российской Федерации 20 мая 2023 года. Этот закон направлен на создание оптимальных условий для реализации технологического суверенитета. В то же время, в текущей версии законопроекта практически не отражены и не раскрыты положения Концепции технологического развития, касающиеся создания стимулов для системной кооперации субъектов, участвующих в кадровом и научно-технологическом обеспечении инновационных процессов. В связи с этим, по мнению участников XI Московского международного инженерного форума, целесообразно дополнить законопроект о технологической политике положениями о стимулировании кооперационных процессов, включая предложенные выше решения.
[1] Шевченко Андрей Борисович, директор по технологическому развитию Госкорпорации «Росатом», Баркемп — 2023 «Национальная технологическая революция 20.35», Санкт-Петербург, 7-8 ноября 2023 года