Пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией COVID-19, внесла изменения во все сферы жизни: стала серьезным испытанием для социальной, экономической и политической стабильности государств, вскрыла системные проблемы здравоохранения многих, даже самых развитых стран.

Среди вопросов, с которыми столкнулась Российская Федерация: недостаточное количество современного лабораторного и диагностического оборудования, применяемого для профилактики и лечения инфекционных заболеваний; длительные сроки оформления разрешительных документов, связанных с внедрением новых разработок в области медицинских технологий, медицинской техники, лекарственных препаратов. Участники VIII Московского международного инженерного форума особо обратили внимание на отсутствие у персонала лечебно-профилактических учреждений инженерных знаний и навыков работы с современной аппаратурой, недостаточность или отсутствие инженерных служб в медицинских учреждениях.

Опыт COVID-19 показал, что российская система противоэпидемической защиты сработала лучше, чем западные модели. Здесь во многом сыграла свою положительную роль мобилизация финансовых ресурсов Президентом и Правительством РФ, которая позволила в экстренном порядке предоставить необходимое оборудование (компьютерные томографы, аппараты искусственной вентиляции легких, диагностическое лабораторное оборудование, средства дезинфекции) и принять адекватные технологические решения в возникшей ситуации.

Между тем анализ выявленных проблем потребует дополнительного оперативного принятия нормативных правовых актов, а также организационно-экономических и технологических решений, которые позволят закрепить достигнутые успехи в борьбе с новой коронавирусной инфекцией.

В целях организации работы для решения этих задач

VIII ММИФ рекомендует:

         В области совершенствования системы образования:

— Разработать программу, направленную на подготовку кадров для медицинского приборостроения на базе ведущих инженерных вузов во взаимодействии с медицинскими вузами Российской Федерации;

— Использовать в образовательных программах, реализуемых на всех уровнях подготовки: от профориентации в рамках школьной программы до высшего образования – междисциплинарный подход к интеграции медицинских дисциплин с технологиями в сфере инженерии с целью формирования у лиц, обучающихся медицинским профессиям, навыков использования высокотехнологичного медицинского оборудования;

— Совместно с ректорами технических и медицинских вузов подготовить техническое задание для формирования программ обучения специалистов, обеспечивающих интеграцию инженерных технологий и медицинских знаний с целью создания новых специальностей, предусматривающих междисциплинарное взаимодействие (инженерные и медицинские направления подготовки);

— Сформировать потребность на подготовку специалистов по медицинским специальностям, таким, как: ИТ-медик, архитектор медицинского оборудования, оператор медицинских роботов, клинический биоинформатик, медицинский маркетолог и т.п.;

— Вернуть в государственную систему образования специальность «Медицинская физика» (код 010707), включая разработку (актуализацию) федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по данному направлению подготовки (упразднен в 2009 г.), а также формирование предложений по другим актуальным специальностям для системы здравоохранения;

— Организовать мониторинг первичной информации применительно к инновационным решениям в области образования, медицины и инженерных технологий, которая обеспечит аккумуляцию и анализ данных ведущих зарубежных и российских учебных центров;

— В рамках системы социального партнерства создать механизм взаимодействия уполномоченных органов власти по вопросам труда с объединениями работодателей по формированию текущей и перспективной потребности инженерных специалистов для отраслей экономики субъектов РФ, в том числе для системы здравоохранения.

В области административного регулирования:

— Скорректировать процедуру государственной регистрации отечественной инновационной продукции медицинского назначения, в том числе клинических испытаний, исключить дополнительные «административные барьеры», сократить сроки выдачи разрешающих документов. Упростить сертификацию неинвазивных приборов в России;

— Предоставить при лицензировании малых фармацевтических предприятий возможность устранения некритичных замечаний без вынесения отказа Минпромторгом России по заявлению на переоформление лицензии. Перечень замечаний должен быть исчерпывающим, чтобы исключить возможность новых требований при проведении повторных проверок;

— Организовать на базе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии научно-исследовательскую работу по анализу действующих документов по стандартизации изделий электронной техники, применяемых для диагностики, лечения и профилактики вирусных и бактериальных инфекций, в том числе COVID-19, их доработки и разработки на вновь создаваемые изделия;

— Разработать механизмы поддержки отечественных медицинских стартапов за счет бюджетных источников по востребованным направлениям, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации.

 — Внести изменения и дополнения в законодательные и иные нормативные правовые акты, в части установления возможности использования внелабораторной диагностики как одного из самых перспективных и быстрорастущих направлений;

— Разработать базовые требования для всех субъектов Российской Федерации, направленные на привлечение инвестиций в реализацию решений, принятых Правительством РФ и Российской академией наук для совершенствования системы противоэпидемиологической защиты и реорганизацию системы оказания медицинской помощи;

— Усилить контроль над проведением государственных закупок продукции медицинского назначения для организаций системы здравоохранения в части, касающейся соблюдения положений законодательства, запрещающих использовать в качестве решающего критерий «самая низкая цена»;

— Разрешить медицинским учреждениям закупку сертифицированной медицинской техники для неинвазивной скрининг-индикации заболеваний внутренних органов человека;

— Стимулировать создание на базе российских вузов и научных центров отделений трансфера медицинских технологий, изобретений и инновационных проектов;

— Провести обсуждение возможности создания единой виртуальной среды (информационной платформы), консолидирующей различные ресурсы и сервисы, помогающие гражданам заботиться о своем здоровье;

— Ввести в практику государственного регулирования изучение, систематизацию и продвижение зарубежного и российского опыта коммерциализации инженерных проектов в медицине как необходимого инструмента дальнейшего развития прикладной науки и инженерного дела;

В области социально-трудовых отношений:

Инициировать внесение изменений и дополнений в нормативные правовые акты, касающиеся социальной защиты медицинских и инженерно-технических работников, чья деятельность непосредственно связана с работой в «красной зоне», в части установления дополнительной оплаты труда, предоставления санаторного лечения, других социальных льгот и дополнительных гарантий;

— Инициировать повышение уровня заработной платы, которая в настоящее время отличается в меньшую сторону по сравнению с зарплатой врачей, инженерно-техническим работникам, обеспечивающим работу медицинской техники и аппаратуры.

В области нормативного правового регулирования:

— Инициировать разработку и принятие Плана мероприятий по технологическому и кадровому обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации в рамках реализации Стратегии развития здравоохранения в РФ на период до 2025 года;

— На примере системы здравоохранения города Москвы предусмотреть проектирование и создание специализированных ситуационных центров для решения задач противодействия эпидемиям и пандемиям, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Российской Федерации;

— Разработать нормативную правовую основу для регулирования деятельности в области сервисного обслуживания медицинской техники. Предусмотреть создание специализированных сервисных центров, инженерных служб в больницах, медицинских центрах, крупных поликлиниках;

— Развивать систему медицинских кластеров, основанных на государственно-частном партнерстве с внедрением передовых инженерных технологий;

— Применить упрощенный порядок включения объединений работодателей в реестр организаций, имеющих право проводить обучение по вопросам охраны труда (при условии наличия у них государственной лицензии на образовательную деятельность) с учетом их полномочий в соответствии с Федеральным законом № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», положениями Трудового кодекса РФ, законами о социальном партнерстве в субъектах РФ;

— Проработать вопрос создания на базе объединений работодателей общественных экспертных советов, структурированных по группам медицинских изделий из числа представителей производителей медицинской продукции, в функции которого будет входить поддержка разработки и внедрения современных технологий, обобщение практики их регистрации и внедрения, пострегистрационного мониторинга, выявление проблемных мест и внесение предложений по их устранению;

— Создать правовой и организационный механизм для функционирования системы научно-технических опытно-экспериментальных площадок для сотрудничества разработчиков, производителей медицинского оборудования и аппаратуры, врачей и иных заинтересованных субъектов на «нулевой» стадии проектирования и разработки изделий.

Оргкомитету Московского международного инженерного форума:

— Обобщить предложения, направленные в адрес VIII ММИФ в части совершенствования инженерных технологий для всех сфер здравоохранения;

— Направить обращения в соответствующие государственные структуры по тематике вопросов, отраженных в рекомендациях VIII ММИФ.

 

Председатель

Оргкомитета ММИФ                                         Е.В. Панина

No responses yet

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *