. Российская стандартизация имеет определяющее значение для большинства секторов экономики и абсолютно для всех отраслей промышленности – это комплексный инструмент реализации эффективной промышленной политики, укрепления национальной инфраструктуры качества для дальнейшей интеграции с региональными и глобальными рынками. От того, насколько развита данная сфера, зависит конкурентоспособность российской экономики, как на внутреннем, так и на внешних рынках.
В современном мире нет такой сферы деятельности, где не требовались бы гарантии безопасности, точное знание о продукции, о технологиях будь то производство машин, продуктов питания, авиастроение, изготовление медицинского оборудования и другой стратегически важной для безопасности жизни, охраны здоровья и обеспечения обороноспособности страны продукции или услуг.
Стандарты диктуют необходимость совершенствования производства, помогают развивать международный обмен.
Особую роль играет сертификация новых продуктов, она даёт им путёвку в жизнь. Здесь часто имеет место неоправданная медлительность, приводящая к задержкам, а в ряде случаев и к срыву внедрения остро необходимой инновационной продукции. Так на предыдущем VIII Московском международном инженерном форуме на тему «Инженерные технологии в медицине – опыт COVID-19» приводились примеры недопустимого затягивания сертификации новых медицинских технологий, лекарств, оборудования, в том числе востребованных для борьбы с пандемией. Эта тема также будет затронута на Форуме.
Еще одной существенной проблемой, решение которой возможно путем усиления роли сертификации – это освобождение рынка товаров от фальсифицированной и контрафактной продукции.
Стандартизация и сертификация продукции – это и способ защиты внутреннего рынка от некачественного импорта.
Важнейшая проблема – контроль за соблюдением требованием стандартов и соответствие им продукции – её сертификация. Необходимо более жёстко проводить аккредитацию и контроль работы органов сертификации, укреплять их приборную базу.
Появление новых отраслей науки, сфер деятельности, развитие технологий и цифровизация ставят новые сложные задачи как в деле разработки стандартов, так и в проведении сертификации продукции. В этой связи необходимы новые подходы к подготовке специалистов с высшим техническим образованием, чьи теоретические и прикладные знания должны отвечать и соответствовать современным требованиям.
Обсуждение темы «Стандартизация как основа технологического и промышленного сотрудничества» с участием представителей органов государственного регулирования, научных, производственных и общественных организаций, учреждений системы образования позволили выявить наиболее острые проблемы в развитии института стандартизации, которые сегодня мешают экономическому развитию и внедрению инновационной продукции.

УЧАСТНИКИ IX ММИФ РЕКОМЕНДУЮТ:

1. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России):
1.1. Поддержать предложения РСПП и предусмотреть реализацию в 2022 году Программы разработки системы стандартов «Промышленность 4.0» в рамках Проектов «Умное производство», «Цифровой инжиниринг» Стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности.
1.2. Провести в 2022 году с целью качественной подготовки перспективной Программы стандартизации «Промышленность 4.0» на период 2023-2025 гг. экспертно-аналитическую работу, направленную на изучение лучших мировых практик в области создания цифровых фабрик и умных производств, анализа перспективных планов ключевых комитетов ИСО и МЭК, систематизацию действующих международных стандартов и национальных стандартов, а также обоснование новых форм координации деятельности национальных ТК, имеющих компетенции в этой быстро развивающейся сфере.
1.3. Обеспечить создание и нормативно-правовое обеспечение Единой информационной системы в сфере технического регулирования (ЕИС ТР) для целей:
— анализа и управления рисками, связанными с продукцией;
— установления и мониторинга применения обязательных требований к продукции;
— оценки эффективности и результативности системы технического регулирования.
1.4. Обеспечить синхронизацию проекта ЕЭК «Цифровое техническое регулирование в рамках ЕАЭС», цифровых инициатив национальной инфраструктуры качества и цифровой платформы «Промышленность РФ 4.0».
1.5. Инициировать создание координирующего органа проекта ЕАЭС «Цифровое техническое регулирование», включающего заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности и их представителей (объединений работодателей, общественных организаций).
1.6. Подготовить и представить в ЕЭК предложения российской стороны по оптимизации представительства промышленности и бизнеса в соответствующих консультационных структурах ЕЭК.

2. Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):
2.1. Включить в Программу национальной стандартизации на 2022 год разработку стандартов «Промышленность 4.0», представленных ТК, входящих в КССЦР.
2.2. С целью унификации подходов, реализуемых российскими предприятиями при цифровой трансформации и гармонизации с международными цифровыми экосистемами для возможности обмена данными провести:
2.2.1. адаптацию и взаимоувязку под задачи цифровой трансформации классификаторов продукции (ТН ВЭД, ОКПД2, ОКВЭД и др.), а также унификацию применяемых цифровых классификаторов продукции и требований к ней в ГИСП, ФГИС Росстандарта, ФГИС Росаккредитации и иных ФГИС;
2.2.2. модернизацию ФГИС «Береста» и системы разработки межгосударственных стандартов для цифровой среды и реализации необходимых сервисов.
2.2. Обеспечить развитие государственных информационных систем и иных электронных площадок взаимодействия государства и бизнеса с учетом лучших практик и необходимости снижения нагрузки на бизнес.

4. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) и Министерству науки и высшего образования Российской Федерации (Минобрнауки России)
4.1. Обеспечить взаимодействие отраслевых предприятий и образовательных организаций в рамках целевой подготовки кадров для цифровой трансформации промышленности с использованием механизмов сетевого обучения, дуального образования, целевого и корпоративного обучения.

5. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) и Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):
5.1. Разработать основополагающие межгосударственные и национальные стандарты с требованиями по уровням, формату, классификации, содержанию и порядку разработки машиночитаемых (цифровых) стандартов;
5.2. Внести изменения (дополнения) в взаимосвязанные основополагающие стандарты;
5.3. Доработать общероссийский классификатор ОКПД2 для целей цифровизации требований документов по стандартизации;
5.4. Доработать информационные системы, применяемые на всех этапах жизненного цикла стандарта в целях создания единой цифровой среды и автоматизации процессов разработки, распространения, применения, актуализации стандартов.
5.5. В рамках реализации пункта 13г) Плана мероприятий «дорожной карты» развития стандартизации в Российской Федерации на период до 2027 года подготовить и представить в ЕЭК изменения в Договор о ЕАЭС в части:
— уточнения полномочий ЕЭК по мониторингу и анализу правоприменительной практики применения ТР ЕАЭС, в т.ч. по актуализации перечня стандартов к ТР ЕАЭС а также по централизованному планированию, координации и финансированию разработки межгосударственных стандартов для подтверждения требований ТР ЕАЭС, в том числе с участием в финансировании ЕЭК.
— дополнения Договора о ЕАЭС (статья 51) положением о проведении согласованной политики в области стандартизации;
— предложений по включению в Договор о ЕАЭС приложения с отражением вопросов о проведении согласованных действий по совершенствованию механизмов:
а) формирования и реализации программы межгосударственной стандартизации синхронизированной с программами стандартизации в обеспечение требований технических регламентов
б) формирования предложений по актуализации перечней стандартов к техническим регламентам ЕАЭС;
в) взаимного предоставления сведений, содержащихся в соответствующих информационных фондах государств-членов ЕАЭС.
— вступления в силу ТР ЕАЭС только при наличии всех стандартов, устанавливающих методы испытаний;
5.6. Обратиться в ЕЭК с с предложением разработки в рамках ЕАЭС порядка координации государствами-членами ЕАЭС работ по стандартизации, в том числе для применения стандартов для подтверждения требований TP ЕАЭС;
5.7. Подготовить изменения в Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в части установления возможности применения документов в сфере стандартизации и оценки соответствия в электронном виде.
5.8. Подготовить изменения в Федеральный закон № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» в части включения:
— стандартов корпорации в состав документов по стандартизации (статья 14 Федерального закона № 162-ФЗ), что позволит государственным, иным корпорациям, технологическим консорциумам, ассоциациям (союзам), отраслевым кластерам более полно использовать системные возможности стандартизации для инновационной деятельности;
— стандартов корпорации (по заявкам разработчиков) в перечень документов по стандартизации Федерального информационного фонда стандартов (пункт 3 статьи 9 Федерального закона № 162-ФЗ).
5.9. Подготовить постановления Правительства Российской Федерации:
— о порядке и условиях участия и механизмах поддержки российских специалистов в деятельности международных организаций по стандартизации;
— о субсидировании расходов на разработку международных стандартов для обеспечения экспорта несырьевой продукции российских компаний.
5.10. Провести анализ перечней документов по стандартизации, обеспечивающих соблюдение требований ТР РФ и подготовить предложения по их актуализации.
5.12. Разработать основополагающие межгосударственные и национальные стандарты с требованиями по уровням, формату, классификации, содержанию и порядку разработки машиночитаемых (цифровых) стандартов.

6. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
6.1. Инициировать актуализацию федеральных и отраслевых документов стратегического планирования в части перехода к Промышленности 4.0 и синхронизации со стратегическими документами по цифровой трансформации;
6.2. Содействовать созданию инфраструктуры, необходимой для перехода к Промышленности 4.0;

7. Межгосударственному совету по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС):
7.1. Создать Координационный совет для гармонизации национальных и межгосударственных стандартов в области цифрового развития промышленности (инициировать разработку и реализацию межгосударственного проекта «Промышленность 4.0»);
7.2. Обеспечить внедрение информационной платформы для комплексной автоматизации деятельности МГС (Информационно-справочная система Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации – ИСС МГС) взамен Автоматизированной информационной системы (АИС МГС);
7.3. Сформировать электронный банк данных документов по межгосударственной стандартизации в составе информационно-поисковой системы ИПС «СНГ Стандарт»;
7.4. Создать комплексный информационный сервис для взаимодействия межгосударственных технических комитетов по стандартизации (МТК).

8. Евразийской экономической комиссии (ЕЭК):
8.1. Запросить предложения национальных институтов по стандартизации о создании базовых организаций по своевременной актуализации перечней к техническим регламентам и программ по разработке стандартов в обеспечение требований технических регламентов;
8.2. Запросить предложения национальных институтов по стандартизации о взаимодействии с межгосударственными техническими комитетами по реализации программ по разработке стандартов в обеспечение требований технических регламентов и закреплением соответствующего фонда стандартов.

9. Межгосударственному совету по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) и Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт):
9.1. Устанавливать приоритетность разработки межгосударственных стандартов по отношению к разработке национальных государственных стандартов.при формировании национальных планов стандартизации государствами-участниками МГС
9.2. Разработать в первоочередном порядке основополагающие межгосударственные и национальные стандарты с требованиями по уровням, формату, содержанию и порядку разработки машиночитаемых (цифровых) стандартов.
10. Организационному комитету Московского международного инженерного форума:
10.1. Создать рабочие группы по направлениям, связанным с реализацией проектов стратегического направления цифровой трансформации обрабатывающей промышленности: «Умное производство», «Цифровой инжиниринг», «Новая модель занятости», «Продукция будущего».
10.2. Направить настоящие Рекомендации в соответствующие отраслевые органы государственной власти и организации и осуществлять контроль за их реализацией