Задачи по обеспечению всестороннего технологического развития, росту отечественной экономики за счет наукоемких, высокотехнологичных отраслей и вхождению России в число стран – технологических лидеров стоят на повестке уже длительный период времени.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным определена приоритетная задача: «Развитие отечественной инженерной школы должно стать важнейшим направлением с точки зрения подготовки кадров».
На государственном уровне принимаются и реализуются масштабные программы и проекты, направленные на развитие образования, науки и промышленности. Достигнуты определенные результаты, но, тем не менее, ожидаемый комплексный эффект в полной мере пока не получен. По-прежнему остро стоят вопросы импортозамещения, формирования технологического суверенитета и наращивания темпов инновационного развития страны. В условиях кратно усиливающегося санкционного давления одним из самых главных приоритетов для России является достижение технологического суверенитета. Он определяется способностью государства обеспечить научно-техническое и промышленное развитие для создания и поддержания на своей территории собственных технологий и инфраструктуры, достаточных для того, чтобы гарантировать независимость своей политики, экономики и обороноспособности от иностранных технологий в критических, жизненно важных сферах.
В этой логике научно-технологическое и промышленное развитие стоят в связке. Эта связь подчеркивает, что важно иметь возможность и умение быстро проходить весь путь от научной идеи до создания технологий и серийного производства наукоемкой продукции. Принятое на государственном уровне решение объявить 2022 — 2031 годы в Российской Федерации Десятилетием науки и технологий (Указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 231) подчеркивает необходимость усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач социально-экономического развития страны. Это решение имеет исключительно важное значение еще и потому, что технологические достижения зримо демонстрируют успехи, достигнутые страной, и вселяют в ее граждан гордость, уверенность в будущем и стремление к новым победам.
В рамках X Московского международного инженерного форума, с участием представителей органов государственной власти, научных, производственных, образовательных и общественных организаций, были сформулированы ключевые препятствия для развития высокотехнологичного сектора экономики, обеспечения технологического суверенитета и национальной безопасности России.
Первое. Недостаток молодых квалифицированных инженерных кадров (исследователей, конструкторов, технологов, программистов) приобрел системный характер.
Корпус квалифицированных инженеров и управленцев стареет и сокращается. Масштаб проблемы нарастает из-за отсутствия эффективного механизма воспроизводства инженерных кадров, основанного на взаимосвязи системы образования и рынка труда: от создания условий для осознанного выбора профессии и обучения до трудоустройства и контроля кадрового обеспечения научно-технологического и промышленного секторов экономики.
Уровень заработной платы инженеров на промышленных предприятиях, включая предприятия стратегического значения, зачастую принципиально ниже по сравнению с профессиями, не требующими серьезной длительной подготовки.
Недостаток молодых квалифицированных кадров особенно проявляется в регионах. Устойчивая тенденция по оттоку наиболее подготовленной молодежи – выпускников школ из регионов в мегаполисы – истощает интеллектуальный потенциал и является фактором, чувствительно замедляющим социально-экономическое развитие регионов. Встречного потока способной молодежи нет. Без изменения соотношения числа выпускников, остающихся на учебу в регионах и уезжающих в столичные вузы, вопрос обеспечения инженерными кадрами высокотехнологичных предприятий в регионах не решить. Одной из самых важных и сложных задач является создание в регионах современных университетских кампусов, современных образовательных пространств, не уступающих по уровню созданным на базе ведущих вузов.
Второе. Отсутствие национальной системы оценки результативности научных исследований и разработок, отвечающей современным вызовам, связанным с достижением технологического суверенитета.
Акцент на наукометрию и перекос в сторону количественных показателей в оценке результатов научных исследований и разработок не стимулирует интеграцию усилий научно-образовательного сектора и промышленности. Для обеспечения конкурентоспособности отечественного высокотехнологичного сектора требуется быстро проходить весь путь от научной идеи до создания технологий и серийного производства наукоемкой продукции. При этом, качество работы ученого оценивают преимущественно по числу публикаций в научных журналах (зачастую, иностранных).
Третье. Количественная и территориальная несогласованность систем подготовки и использования труда инженерных кадров.
Подобная несогласованность тормозит развитие региональных индустриальных кластеров. Например, Ярославская область в Рейтинге инновационного развития регионов занимает третье место по доле занятых в высокотехнологичных отраслях промышленности и только 52 по доле студентов программ высшего образования инженерного профиля, 9 место по доле занятых в исследованиях и разработках и 45 место по доле молодых исследователей.
Фундаментальный источник нарастающего дефицита инженерных кадров – монотонное снижение доли школьников, сдающих экзамен по физике, от общего количества участников ЕГЭ. Даже способные школьники не выбирают ЕГЭ по физике. С 2012 по 2016 год эта доля составляла 26–27%, а в 2022 году – 16,8% (124 тыс. человек). Снижение интереса к физике в первую очередь связано с падением престижа технических профессий, а также с дефицитом учителей математики и физики, способных привить школьникам любовь к предмету. Проблема обостряется из-за снижения престижа и привлекательности профессии учителя.
Четвертое. Существующая система профориентации.
Имеющаяся сегодня модель, несущая, в основном, лишь информационную функцию и не создающая широких возможностей для дальнейшей образовательной и профессиональной реализации, требует изменений и донастройки. Многочисленные примеры организации досуга школьников в виде разовых экскурсий и кружков научно-технического творчества носят больше развлекательный характер, нежели прикладной. В них отсутствует нацеленность на развитие практических навыков и продвижение инициатив и проектов способных учеников во взаимодействии с образовательными организациями и работодателями. Отдельные положительные примеры организации профориентации государственными корпорациями задачи, в целом, не решают. Разовые акции и мероприятия не могут заменить целостную систему профориентации. Необходим массовый охват, объединение потенциалов вузов и индустрии, повсеместные хорошо оснащенные кружки технического творчества с квалифицированными наставниками-энтузиастами.
Пятое. Сокращение числа научно-педагогических работников вузов, способных по-настоящему увлечь студентов исследовательской работой.
Это ключевая проблема воспроизводства кадров высшей квалификации. Причина – резко сократившийся приток молодежи на позиции научно-педагогических работников. Основным носителем инновационного потенциала является молодежь. Важно не просто транслировать и передавать знания и формировать компетенции, но и подготавливать студента к глубоко осознанному самостоятельному стремлению к поиску нового путем последовательных исследовательских изысканий.
С целью формирования и укрепления реальных системных связей инженерного образования, прикладной науки и высокотехнологичного производства, консолидации усилий для поиска новых знаний и решений, необходимых для разработки и быстрого вывода на серийное производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, участники Форума считают целесообразным предложить к реализации следующие рекомендации:
(Все рекомендации взаимно дополняют друг друга, в то же время, для удобства, они сгруппированы по степени соответствия сформулированным проблемам/препятствиям)
Первая группа
- Организовать и провести комплекс аналитических мероприятий, направленных на всесторонний анализ сложившегося в стране дефицита отдельных направлений и профилей инженерной подготовки.
- Организовать комплексное и всеобъемлющее обсуждение проведённой реорганизации высших учебных заведений (преимущественно тех, кто готовит высококвалифицированные инженерные кадры) с участием общественных объединений и объединений работодателей с целью оценки достигнутых результатов и выработки предложений по осуществлению необходимых коррекционных мероприятий.
- Принимая во внимание, что высокий уровень развития человеческого капитала является необходимым условием технологического и экономического развития, глобального лидерства, проработать возможность создания межрегиональной площадки для обсуждения, согласования и продвижения реализуемых проектов и проектных инициатив, направленных на создание институциональных условий для инвестиций в человеческий капитал, а также расширение возможностей для его интенсивного роста в целях социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности страны.
Вторая группа
- Привлечь к созданию национальной системы оценки результатов научных исследований и разработок (работа проводится в соответствии с письмом Минобрнауки России от 21.09.2022 № МН-13/3730) отечественные высокотехнологичные корпорации для разработки критериев оценки НИР, учитывающих их практическую применимость, направленность на создание и производство наукоемкой высокотехнологичной продукции, решение актуальных социально-экономических задач страны и регионов. Такие критерии будут способствовать принятию верных решений, послужат основой для предложения перечня конкретных практических шагов, которые необходимо предпринять в системе науки и высшего образования для достижения национальных целей развития России.
Третья группа
- Разработать, совместно с организациями работодателей, комплекс мер по повышению эффективности системы определения необходимых объёмов и структуры подготовки инженерных кадров с учётом требований реального сектора экономики (федеральный и региональный масштабы). Ввести в практику планирование «контрольных цифр приема» на основе результатов публичных защит потребности в них, организованных с участием представителей органов государственной власти тех регионов, где расположены вузы, а также с привлечением ведущих предприятий-работодателей.
- Организовать и провести, в одном или нескольких регионах, эксперимент по введению физики в число обязательных предметов для сдачи ЕГЭ, что не позволит администрации школ игнорировать необходимость знакомства школьников с фундаментальными законами природы и приведет к значительному увеличению числа абитуриентов, имеющих право и возможность поступать на технические специальности вузов.
- Учитывать при разработке государственных программ Российской Федерации, направленных на развитие образования, науки, наукоемкой и высокотехнологичной промышленности необходимость гармоничного развития региональных индустриальных кластеров (объединений на технологической и организационной основе крупных предприятий-лидеров отрасли, сильного университета, малых и средних предприятий) для создания в одном технологическом секторе критического количества ученых и инженеров, объема исследований, производственных масштабов для быстрого внедрения научных результатов в производство.
Четвертая группа
- Разработать и обсудить с участием региональных и Российской трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений дополнительные меры стимулирования работодателей: а) внедряющих практику наставничества для студентов высших учебных заведений, а также для учащихся школ, содействуя тем самым их профориентации; б) заключающих договоры с организациями высшего образования и среднего профессионального образования на практическую подготовку обучающихся; в) организующих, совместно с вузами, подготовку по рабочим профессиям студентов младших курсов, осваивающих программы высшего образования инженерно-технического профиля. При разработке подобных мер стимулирования предусмотреть необходимость совершенствования соответствующей законодательной базы.
- С целью консолидации усилий по повышению эффективности системы подготовки кадров направить в Департамент образования и науки города Москвы обращение с предложением о включении Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) в процедуру формирования контрольных цифр приема абитуриентов в образовательные организации города Москвы по образовательным программам среднего профессионального образования (Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 № 92 (ред. от 29.11.2018) «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования»).
- Разработать и ввести в школьную программу для 8-10-ых классов образовательные модули «Профессии». Для разработки учебно-методического комплекса и наглядных информационных/справочных материалов (преимущественно в виде фильмов о выдающихся представителях профессий) привлечь ведущих представителей соответствующего профессионального сообщества.
- Проработать возможность создания и внедрения на платформе «Работа в России» реестра служб по трудоустройству выпускников и по организации практики обучающихся, действующих при образовательных организациях.
- Внести изменения в Положение о проведении Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» в части комплекса дополнительных мероприятий, направленных на повышения престижа инженерных профессий.
Пятая группа
- Увеличить нормативный объем финансирования, включая стипендиальное обеспечения программ высшего образования для целевой подготовки инженерных кадров, в рамках которой предусмотрено обязательство выпускников о последующей работе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса на срок не менее 5 лет. Для обеспечения равных возможностей и привлечения молодежи на позиции научно-педагогических работников и инженеров в региональные вузы применять при формировании объемов финансирования в части оплаты труда единые корректирующие коэффициенты к нормативу на уровне Москвы, вне зависимости от региона (текущие значения коэффициентов отличаются более чем в 2 раза).
- Проработать вопрос создания на базе региональных индустриальных кластеров специализированных федеральных площадок для комплексного тестирования и апробации российских программных продуктов и программно-аппаратных комплексов, с привлечением молодых специалистов.
- В целях повышения общественного престижа и привлекательности инженерных профессий для молодежи организовать разработку государственной программы воспитания интереса у населения (с учётом возрастных групп) к научным и инженерно-техническим знаниям, охватывающую телевидение, интернет, иные СМИ, а также организации культуры.
- Рекомендовать руководителям субъектов Российской Федерации использовать положительный опыт взаимодействия Московской Конфедерации промышленников и предпринимателей (работодателей) и Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы по продвижению товаров (работ и услуг) организаций в рамках проекта «Сделано в Москве» с целью создания аналогичных проектов производственной межрегиональной кооперации.
- Сформировать при региональных объединениях работодателей реестры, содержащие информацию о видах продукции, текущих и потенциальных производственных возможностях организаций, действующих на территориях субъектов Российской Федерации.
- Оргкомитету ММИФ подготовить и направить обращения в соответствующие инстанции в целях реализации пунктов рекомендаций.